ВСС выступил за смягчение уголовного кодекса для предпринимателей
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) полагает, что некоторые меры, применяемые в процессе уголовного разбирательства к лицам, преследуемым по «предпринимательским» статьям уголовного кодекса, требуется смягчить.
Об этом сообщил президент ВСС Игорь Юргенс. Он отметил, что заключение под стражу при преследовании по ряду «предпринимательских» статей уголовного кодекса должно быть возможно, только если личность подозреваемого или обвиняемого не установлена, или он:
- не имеет постоянного места жительства на территории РФ;
- нарушил ранее избранную в отношении него меру пресечения;
- скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Игорь Юргенс напомнил, что поручение об исключении в отношении экономических преступлений применения норм законодательства, касающихся организованной преступной деятельности, содержится в пункте 8 перечня поручений президента РФ Владимира Путина по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» (утверждено 2 июня 2019 г.).
ВСС полагает, что к уголовной ответственности по статье 210 УК РФ (организация преступного сообщества) не должны привлекаться лица, совершившие преступления, предусмотренные рядом статей УК РФ (в частности, ст.ст. 159, 160, 165, 201 УК РФ), в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим им имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо являющиеся членами органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
К числу таких лиц нужно отнести (кроме индивидуальных предпринимателей и членов органов управления коммерческих организаций) также акционеров, контролирующих лиц и бенефициарных владельцев, которые нередко привлекаются как «фактические руководители» за экономические преступления.
ВСС полагает, что в УК РФ должен быть зеркально отражен тот же подход, который был закреплен в последних поправках в статью 108 УПК РФ (см. часть 1.1 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 315-ФЗ):
«1.1 Заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1-4 части первой настоящей статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 частями первой - четвертой, 159.1 - 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также статьями 159 частями пятой - седьмой, 171, 171.1, 171.3-172.3, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185-185.4 и 190-199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.».
Данный вопрос обсуждался 1 октября в рамках научно-практической конференции в Университете прокуратуры РФ. Аналогичная указанной выше позиция содержится и в предложениях Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в повестку заседания Рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства.